Пожарная безопасность в 2019 году.

Пожарная безопасность

Состояние обстановки с пожарами

С 1 января 2019 г. в Российской Федерации вступили в силу изменения в Порядке учета пожаров и их последствий, утвержденные приказом МЧС России от 08.10.2018 № 431 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714».

Изменения предусматривают учет всех случаев неконтролируемого горения как пожаров, в том числе загораний, которые до изменений не подлежали учету, а также установлен 30-дневный срок для учета травмированных и погибших при пожаре людей (ранее учету подлежали только погибшие непосредственно при пожаре).

В 2019 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 471 357 пожаров, при которых погибло 8567 чел. и получило травмы 9477 чел., в том числе на объектах и территориях федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих самостоятельный учет пожаров и их последствий, произошло 111 пожаров, на которых погибло 8 чел. и 16 чел. получило травмы.

МЧС России зарегистрировано 471 246 пожаров, на которых погибло 8559 чел. и получил травмы 9461 чел.

                 Прямой      материальный     ущерб    от     пожаров     причинен     в     размере

18 170,4 млн руб.

При пожарах спасено 226 319 чел., в том числе эвакуировано 185 786 чел.

Спасено материальных ценностей на сумму более 62,2 млрд руб.

За 2019 г. в Центральном федеральном округе зарегистрировано 112 944 пожара (24,0 % от общего количества по России); Приволжском ФО – 78 241 ед. (16,6 %); Сибирском ФО – 74 580 ед. (15,8 %); Дальневосточном ФО – 60 536 ед. (12,8 %); Южном ФО – 45 892 ед. (9,7 %); Северо-Западном ФО – 43 904 ед. (9,3 %); Уральском ФО – 35 338 ед. (7,5 %); Северо-Кавказском ФО – 18 648 ед. (4,0 %) (рис. 2.1).

Количество погибших при пожарах людей по федеральным округам распределилось следующим образом: Центральный ФО – 2010 чел. (23,5 % от общего количества погибших по России); Приволжский ФО – 1855 чел. (21,7 %); Сибирский ФО – 1252 чел. (14,6 %); Северо-Западный ФО – 882 чел. (10,3 %); Уральский ФО – 823 чел. (9,6 %); Южный ФО – 778 чел. (9,1 %); Дальневосточный ФО – 723 чел. (8,4 %); Северо-Кавказский ФО – 213 чел. (2,5 %).

Количество травмированных людей на пожарах в Приволжском ФО составило 2139 чел. (22,6 % от общего количества травмированных по России), Центральном ФО – 2082 чел. (22,0 %); Сибирском ФО – 1 447 чел. (15,3 %); Северо-Западном ФО – 987 чел. (10,4 %); Уральском ФО – 935 чел. (9,9 %); Южном ФО – 783 чел. (8,3 %); Дальневосточном ФО – 649 чел. (6,9 %); Северо-Кавказском ФО – 392 чел. (4,1 %) (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Распределение количества пожаров, погибших и травмированных людей при пожарах, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по федеральным округам
Рис. 2.1. Распределение количества пожаров, погибших и травмированных людей при пожарах, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по федеральным округам

На городскую местность пришелся 265 731 пожар (56,4 % от общего количества пожаров), при этом погибло 4312 чел. (50,4 % от общего числа погибших) и 6286 чел. получили травмы (66,4 % от общего числа травмированных) (рис. 2.2).

На сельскую местность пришлось 205 695 пожаров (43,6 %), на которых погибло 4247 чел. (49,6 %) и 3175 чел. получили травмы (33,6 %).

Рис. 2.2. Значения основных показателей обстановки с пожарами, произошедшими в городской и сельской местности в Российской Федерации в 2019 г.
Рис. 2.2. Значения основных показателей обстановки с пожарами, произошедшими в городской и сельской местности в Российской Федерации в 2019 г.

Наибольшее количество пожаров зарегистрировано на объектах, расположенных на открытых территориях, в том числе горение мусора, сухой растительности, – 295 998 ед. (62,8 % от общего числа пожаров по России) (рис. 2.3).

В зданиях и сооружениях произошло 154 978 пожаров (32,9 %), на транспортных средствах – 17 896 ед. (3,8 %), на иных объектах – 2554 ед. (0,6 %).

Число пожаров в зданиях и сооружениях по видам объектов распределилось следующим образом: здания, сооружения жилого назначения и надворные постройки – 117 804 ед. (76,0 % от общего числа пожаров в зданиях и сооружениях); здания, сооружения и помещения предприятий торговли – 2754 ед. (1,8 %); здания, помещения учебно-воспитательного назначения – 340 ед. (0,2 %); здания, помещения здравоохранения и социального обслуживания населения – 266 ед. (0,2 %); неэксплуатируемые здания, сооружения – 8639 ед. (5,6 %); бесхозяйные здания – 7239 ед. (4,7 %); здания и помещения для временного пребывания (проживания) людей – 366 ед. (0,2 %); другие здания, сооружения – 17 570 ед. (11,3 %) (рис. 2.4).

Распределение количества пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по объектам возникновения пожаров
Распределение количества пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по объектам возникновения пожаров
Распределение количества пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2019 г. в зданиях и сооружениях, по видам зданий и сооружений
Распределение количества пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2019 г. в зданиях и сооружениях, по видам зданий и сооружений

На здания и сооружения пришлось наибольшее число погибших людей при пожарах – 8194 чел., что составило 95,7 % от общего количества погибших по стране (рис. 2.5). При пожарах, возникших на транспортных средствах, погибло 108 чел. (1,3 %); на объектах, расположенных на открытых территориях, – 42 чел. (0,5 %); на иных объектах – 215 чел. (2,5 %).

Основная часть людей, погибших на пожарах в зданиях и сооружениях, пришлась на пожары в зданиях, сооружениях жилого сектора – 7705 чел. (94,0 % от общего числа погибших при пожарах в зданиях и сооружениях и 90,0 % от общего числа погибших по стране).

Распределение числа погибших людей на пожарах, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по объектам возникновения пожаров
Распределение числа погибших людей на пожарах, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по объектам возникновения пожаров

Максимальное число травмированных людей также соответствует зданиям и сооружениям – при пожарах, возникших на данных объектах, получило травмы 7443 чел. (78,7 % от общего числа травмированных по стране) (рис. 2.6). При пожарах, возникших на транспортных средствах, получило травмы 364 чел. (3,85 %), на объектах, расположенных на открытых территориях, – 119 чел. (1,3 %), на иных объектах – 1535 чел. (16,2 %).

Из числа получивших травмы при пожарах в зданиях и сооружениях наибольшие значения показателя соответствуют зданиям, сооружениям жилого сектора – 6715 чел. (90,2 % от общего числа травмированных при пожарах в зданиях и сооружениях и 71,0 % от общего числа травмированных по стране).

Распределение числа травмированных людей при пожарах, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по объектам возникновения пожаров
Распределение числа травмированных людей при пожарах, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по объектам возникновения пожаров

В 2019 г. по причине неосторожного обращения с огнем произошло 339 433 пожара (72,0 % от общего количества пожаров в стране) (рис. 2.7), при которых погиб 4881 чел. (56,2 % от общего числа погибших при пожарах) и 4298 чел. получило травмы (45,4 % от общего числа травмированных при пожарах). Значительное число пожаров произошло по причинам, связанным с нарушением правил устройства и эксплуатации (далее – НПУиЭ): электрооборудования – 49 638 ед. (10,5 %); НПУиЭ печей и дымовых труб – 27 122 ед. (5,8 %); другим причинам – 40 545 ед. (8,6 %). Число поджогов составило 14 688 ед. (3,1 %).

Распределение количества пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по причинам возникновения пожаров
Распределение количества пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2019 г., по причинам возникновения пожаров

Доля числа пожаров, произошедших по причине неосторожного обращения с огнем в зданиях и сооружениях, от общего числа пожаров на данных объектах намного меньше – 39,7 % (61 542 ед.) (рис. 2.8). По причинам НПУиЭ электрооборудования в зданиях и сооружениях возникло 48 152 пожара (31,1 %), НПУиЭ печей и дымовых труб – 26 951 ед. (17,4 %).

Распределение количества пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2019 г. в зданиях и сооружениях, по причинам возникновения пожаров
Распределение количества пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2019 г. в зданиях и сооружениях, по причинам возникновения пожаров

Относительные показатели, характеризующие обстановку с пожарами и их последствиями за 2019 г.

Относительные показатели, характеризующие обстановку с пожарами в Российской Федерации в 2019 г., следующие:

  • количество пожаров, приходящееся на 100 тыс. чел. населения, – 321,03 ед.;
  • прямой материальный ущерб, приходящийся на один пожар, – 38,53 тыс. руб.;
  • количество погибших при пожарах людей на 100 тыс. чел. населения –

5,83 чел.;

  • количество травмированных при пожарах людей на 100 тыс. чел. населения – 6,45 чел.

Сведения о пожарах и их последствиях, произошедших на социально значимых объектах

Как следует из данных, приведенных в таблице 2.1, в 2019 г. на социально значимых объектах произошло 764 пожара, при которых погибло 17 чел., 58 чел. получило травмы, прямой материальный ущерб составил 78 645 тыс. руб.

Наибольшее число пожаров произошло: в общеобразовательных организациях (школа, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат) – 166 ед. (21,7 % от общего количества пожаров на социально значимых объектах); общежитиях (учебного заведения, организации, предприятия), спальных корпусах интернатов – 148 ед. (19,4 %); лечебных учреждениях со стационаром (медицинский центр, больница, госпиталь, клиника, роддом) – 116 ед. (15,2 %); дошкольных образовательных организациях (детский сад, ясли, дом ребенка) – 64 ед. (8,4 %); амбулаторно-поликлинических и медико-оздоровительных учреждениях (амбулатория, поликлиника) – 57 ед. (7,5 %).

Больше всего людей погибло при пожарах: в общежитиях и спальных корпусах интернатов – 9 чел. (52,9 % от общего количества погибших на социально значимых объектах); учреждениях социального обслуживания населения со стационаром – 3 чел. (17,6 %); лечебных учреждениях со стационаром – 2 чел. (11,8 %).

Максимальным числом травмированных людей отмечены пожары в общежитиях и спальных корпусах интернатов – 30 чел. (51,7 % от общего числа травмированных на социально значимых объектах), а также в лечебных учреждениях со стационаром – 17 чел. (29,3 %).

Таблица 2.1 Значения показателей обстановки с пожарами, произошедшими  на социально значимых объектах в Российской Федерации в 2019 г.

 

Вид учреждения (организации)

Количество

пожаров, ед.

Погибло  людей,  чел.

Травмиро-

вано людей, чел.

Прямой  ущерб,   тыс. руб.

 

Общеобразовательная организация (школа, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат и др.)

166

0

3

19 180

 

Образовательная организация  высшего образования

36

0

0

202

 

Профессиональная образовательная организация

17

0

0

888

 

Прочий объект учебно-воспитательного назначения

23

0

0

1404

Дошкольная образовательная организация (детский сад, ясли, дом ребенка и др.)

64

1

0

12 331

Внешкольная организация (оздоровительный лагерь, дача и др.)

11

0

1

487

Лечебное учреждение со стационаром (медицинский центр, больница, госпиталь, клиника, роддом и др.)

116

2

17

3785

Амбулаторно-поликлиническое и медико-оздоровительное учреждение (амбулатория, поликлиника и др.)

         57

1

0

12 511

Санитарно-эпидемиологическое учреждение

2

0

0

0

Аптека, молочная кухня, станция переливания крови, скорой помощи и т. п.

35

0

0

16 592

Учреждение социального обслуживания населения со стационаром (попечительское учреждение и др.)

22

3

6

1951

Медико-реабилитационное и коррекционное учреждение (профилакторий и др.)

3

0

0

883

Учреждение социального обслуживания населения без стационара

14

0

0

817

Прочий объект здравоохранения и социального обслуживания населения

50

1

1

1045

Общежитие (учебного заведения, организации, предприятия), спальный корпус интерната

148

9

30

6569

Всего

764

17

58

78 645

Сведения о пожарах и их последствиях в организациях и закрытых административно-территориальных образованиях

На объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации и в закрытых административно-территориальных образованиях (далее – ЗАТО), охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – СП ФПС ГПС), в 2019 г. зарегистрировано 1342 пожара с материальным ущербом 581,1 млн руб. При пожарах погибло 23 чел. (в том числе один ребенок), 47 чел. травмировано. Огнем уничтожено 203 строения, 19 ед. техники. При пожарах спасено 538 чел., а также материальных ценностей на общую сумму 184,437 млн руб.

По сравнению с 2018 г. количество травмированных при пожарах снизилось на 26,6 % (2018 г. – 64 чел.). Количество погибших увеличилось на 1 чел. (2018 г. – 22 чел.). Ущерб от пожаров увеличился в 31,3 раза (2018 г. – 18,5 млн руб.).

На объектах, охраняемых СП ФПС ГПС, в 2019 г. зарегистрирован 21 пожар с ущербом 27,7 млн руб. (травмированных нет, погибших нет). (2018 г. – 22 пожара, ущерб – 0,8 млн руб., травмировано 7 чел., погибших нет.) По сравнению с 2018 г. количество пожаров снизилось на 4,5 %. Количество травмированных людей при пожарах снизилось на 7 чел., материальный ущерб вырос в 34,6 раза.

Описание крупных пожаров и их последствий

Крупным считается пожар при наличии одного или одновременно нескольких признаков:

  • причинивший материальный ущерб, превышающий 3420-кратный минимальный размер оплаты труда МРОТ. В 2019 г. МРОТ в соответствии с действующей редакцией статьи 5 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» составлял 11 280 руб.;
  • групповая гибель в результате воздействия опасных факторов пожара пяти и более человек, включая сотрудников (работников) пожарной охраны;
  • массовое травмирование в результате воздействия опасных факторов пожара 10 и более человек, включая сотрудников (работников) пожарной охраны.

В 2019 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 67 пожа- ров, относящихся к категории крупных. Ущерб от крупных пожаров составил около 4,5 млрд руб. (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Основные показатели по крупным пожарам, произошедшим за 2019 г.

Показатель

2019 г.

Количество крупных пожаров, ед.

67

Погибло, чел.

142

в том числе детей

51

Травмировано, чел.

124

в том числе детей

20

Прямой ущерб, млрд руб.

4,47

Пожары с наиболее крупным материальным ущербом зарегистрированы: 11 марта – в г. Комсомольске-на-Амуре и 26 апреля – в г. Красноярске. В первом случае ущерб составил 809,4 млн руб. В результате возгорания установки замедления коксования в цехе № 2 нефтеперерабатывающего завода ООО «РН-Комсомольский НПЗ». Пожар распространился на площадь более 100 м2, для ликвидации пожара привлекалось 20 пожарных расчетов. Во втором случае пожар возник на территории АО «Красноярский машиностроительный завод», на складе производства холодильников         «Бирюса»;      общая площадь пожара составила 19 620 м2, ущерб – 543,8 млн руб.; на тушение пожара привлекалось 26 пожарных расчетов.

В среднем на один пожар с крупным материальным ущербом приходится: ущерб – 10 млн руб.; уничтоженной и поврежденной пожаром площади – 1820 м2; коРис. 2.9. Пожар жилого дома в г. Москве  личество привлекаемых пожарных на Никитском бульваре 4 февраля 2019 г. отделений – 11 ед.

Анализ обстоятельств массовой гибели людей при пожарах показывает, что причиной трагических событий в подавляющем большинстве случаев является стечение неблагоприятных факторов, во многом связанных с социально-бытовыми условиями. За 2019 г. зарегистрировано четыре случая, где одновременно погибло по восемь человек; все пожары произошли в жилых домах: 4 февраля – в г. Москве, в жилом доме на Никитском бульваре (рис. 2.9); 27 февраля – в г. Мариинске Кемеровской области; 16 сентября – в г. Красноярске на ул. Гусарова, д.

23, и 19 октября – в г. Ростове Ярославской области, на ул. Ленин- ская, д. 13.

В среднем за рассматриваемый период на сто пожаров с массовой гибелью людей приходилось погибших – 583 и травмированных – 70 чел. Средняя площадь одного пожара данной категории составляла 165,2 м2, для ликвидации пожара привлекалось по 4 пожарных расчета.

Случаи массового травмирования людей по 10 и более чел. происходят достаточно редко, в среднем – не более 10 раз за год.

Так же, как и в случаях массовой гибели людей, травматизм большого количества людей при пожарах является результатом стечения многих факторов. За 2019 г. наибольшее количество пострадавших при одном пожаре людей было зарегистрировано 26 января в поселке Лысые Горы Саратовской области, где в результате пожара в помещении кафе «Рандеву», на улице Мира, д. 69, погибло 2 чел. и 20 чел. получили травмы различной степени тяжести; общая площадь пожара составила 55 м2, для тушения пожара привлекалось два пожарных отделения. Также зафиксированы сведения о двух пожарах, где пострадало по 13 чел.: 14 января – в г. Тюмени, в наркологическом диспансере по улице Новая, д. 2, от воздействия опасных факторов пожара погиб один и травмировано 13 чел.; 5 ноября – в Казани, на улице Назарбаева, д. 54, при пожаре в жилом доме постра- дало 13 чел.

Общие сводные данные по крупным пожарам за 2019 г. (по всем показателям: гибели, травматизму и ущербу) представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Сводные данные по крупным пожарам за 2019 г. 

(по всем показателям: гибели, травматизму и ущербу)

Регион

Общее  количество пожаров  по региону

В том числе при данных пожарах:

погибло, 

чел./из них детей

травмировано, чел./из них  детей

ущерб, 

млн руб.

1

Московская область

6

11/7

14/2

305,4

2

Республика Татарстан

5

8/3

28/7

105

3

г. Москва

4

8/2

3/-

339,6

4

Иркутская область

3

6/-

11/6

80

5

Свердловская область

4

5/4

1/-

417

6

Кемеровская область

2

14/6

-/-

0,1

7

Новосибирская область

2

5/4

-/-

136,2

8

Приморский край

3

5/-

-/-

113

9

Алтайский край

2

6/4

-/-

107

10

Оренбургская область

2

12/3

-/-

11

г. Санкт-Петербург

1

-/-

-/-

59,2

12

Новгородская область

1

6/2

-/-

13

Красноярский край

1

8/4

-/-

14

Ярославская область

1

8/5

2/-

5,8

 

 

 

 

 

 

 

15

Саратовская область

1

2/-

20/2

 

16

Краснодарский край

1

-/-

-/-

283,9

 

17

Хабаровский край

2

-/-

-/-

990,2

 

18

Ленинградская область

1

5/3

-/-

 

19

Нижегородская область

2

5/-

4/2

52,6

 

20

Тюменская область

1

1/-

13/-

 

21

Кировская область

2

10/-

2/-

0,2

 

22

Республика Бурятия

2

5/2

1/-

38,8

 

23

Ямало-Ненецкий  автономный округ

2

-/-

-/-

123,1

 

24

Вологодская область

1

6/2

-/-

 

25

Специальное управление

ФПС

1

-/-

-/-

543,8

 

26

Карачаево-Черкесская  Республика

1

-/-

11/1

 

27

Владимирская область

1

1/-

11/-

 

28

Камчатский край

1

-/-

-/-

109

 

29

Ставропольский край

2

-/-

1/-

171,7

 

30

Забайкальский край

1

-/-

2/-

77,4

 

31

Республика Удмуртия

1

5/-

-/-

 

32

Пензенская область

2

-/-

-/-

98,7

 

33

Сахалинская область

1

-/-

-/-

101,1

 

34

Челябинская область

1

-/-

-/-

60

 

35

Амурская область

1

-/-

-/-

57,5

 

36

Орловская область

1

-/-

-/-

53,5

 

37

Ненецкий автономный округ

1

-/-

-/-

40

 

 

Всего 

по Российской Федерации

67

142/51

124/20

4469,7

Обстановка с лесными пожарами и их последствиями

С начала пожароопасного сезона 2019 г. на территории Российской Федерации возникло более 14,4 тыс. очагов природных пожаров на общей площади свыше 10 078 тыс. га.

Наиболее сложная лесопожарная обстановка складывалась на территориях республик Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Иркутской и Амурской областей, на которые пришлось 50,28 % количества очагов пожаров и более 93,52 % общей площади, пройденной огнем.

Благодаря принятым мерам, оперативному усилению группировки сил и средств, в том числе массированному применению авиации, удалось не допустить распространения огня в сторону 26 населенных пунктов с населением более 10,5 тыс. чел.

Организация информационного взаимодействия сил и средств в рамках РСЧС  при борьбе с лесными пожарами

В рамках проведения мероприятий по обеспечению безопасности населения и территорий в пожароопасном сезоне на базе ФКУ «НЦУКС» с марта 2019 г. была организована работа межведомственной рабочей группы. Аналогичные межведомственные рабочие группы были созданы во всех территориальных органах МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Рослесхозом на основании данных, представленных в сводных планах тушения лесных пожаров, разработан и утвержден межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

В целях обеспечения пожарной безопасности в полосах отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обеспечения бесперебойного и безопасного движения автотранспорта были проведены следующие мероприятия:

  • разработаны планы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на конкретных объектах и территориях с учетом требований действующих руководящих и нормативных документов, определены ответственные лица за выполнение противопожарных мероприятий;
  • проверена готовность техники и инвентаря, необходимых для ликвидации последствий пожаров в полосах отвода автомобильных дорог федерального значения;
  • уточнен порядок взаимодействия с местными органами исполнительной власти и региональными подразделениями МЧС России на случай возникновения пожароопасной ситуации.

Надзор и контроль в области пожарной безопасности

В 2019 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 9.10.2019 г. № 1303 внесены изменения в риск-ориентированную модель, используемую при осуществлении федерального государственного пожарного надзора (далее – ГПН), в том числе введена категория чрезвычайно высокого риска, позволяющая уделять больше внимания противопожарной защищенности объектов здравоохранения, образования и социальной сферы.

С учетом применения риск-ориентированного подхода органами государственного пожарного надзора Российской Федерации взято на учет порядка 3 млн объектов защиты (табл. 2.4).

Таблица 2.4 Сведения о количестве объектов защиты,  отнесенных к определенной категории риска

 

№ 

п/п

Категория

Количество объектов защиты, включенных в перечни объектов защиты, которым присвоены категории риска

 

 

Федеральный государственный надзор в области пожарной безопасности

 

1

Категория чрезвычайного высокого риска

64 127

 

2

Категория высокого риска

61 575

 

3

Категория значительного риска

139 962

 

4

Категория среднего риска

322 321

5

Категория умеренного риска

 

548 291

 

6

Категория низкого риска

 

7 312 067

 

7

 

Итого

2 804 592*

 

        

*Сведения приведены без учета одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных.

В 2019 г. ГПН организовано и проведено более 114 тыс. плановых проверок. Процент реализации плана плановых проверок составил 97 %.

По результатам проведения плановых проверок надзорными органами выявлено свыше 700 тыс. нарушений требований пожарной безопасности.

Наряду с этим проведено 150 тыс. внеплановых выездных проверок, по итогам которых выявлено более 400 тыс. нарушений.

Процент выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора, согласно установленным срокам по результатам проверок, составил 83 %.

О неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов защиты направлено 89 тыс. информаций в органы власти, в том числе 33 215 – в органы прокуратуры.

Всего за отчетный период устранено свыше 930 тыс. нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных меро- приятий.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № РД-П4-1500 МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей.

В настоящее время на учете МЧС России находится более 9,6 тыс. объектов указанной категории, из них:

  • социальной защиты населения – 4228 объектов;• здравоохранения – 2460 объектов;
  • образования – 2952 объекта.

В 2019 г. проведено 6,2 тыс. проверок противопожарного состояния рассматриваемых объектов, в ходе которых выявлено более 1,2 тыс. учреждений с нарушениями требований пожарной безопасности (рис. 2.10).

Итоги проверок объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей
Итоги проверок объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей

Реализованный комплекс надзорно-профилактических мероприятий позволил устранить порядка 7 тыс. нарушений противопожарных требований.

На территории Российской Федерации зафиксировано 581 учреждение, используемое для размещения пациентов, не соответствующее современным требованиям с точки зрения их огнестойкости.

При этом 52 объекта размещены на значительном расстоянии от дислокации пожарно-спасательных подразделений.

Наибольшее количество таких учреждений расположено: в Республике Саха  (Якутия) – 11; Приморском крае – 6; Смоленской области – 6; Оренбургской области – 4; по 3 – в Хабаровском крае, Псковской области; по 2 – в республиках Крым и Хакассия, Саратовской и Самарской областях; по 1 – в Краснодарском крае, Костромской, Ростовской и Мурманской областях.

Обеспечение безопасности учреждений социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей находится на постоянном контроле.

Дознание по делам о пожарах

Органами дознания государственного пожарного надзора за 2019 г. рассмотрено свыше 149,4 тыс. сообщений о преступлениях (2018 г. − 130 798; +14,2 %); возбуждено 981 уголовное дело (2018 г. − 973; +0,8 %); отказано в возбуждении уголовного дела по 109 923 сообщениям о преступлениях, связанных с пожарами (2018 г. − 95 663; +14,9 %). Результаты рассмотрения органами ГПН поступивших сообщений о преступлениях за 2014–2019 гг. представлены на рисунке 2.11.

Из возбужденных уголовных дел:

  • по ст. 168 УК России «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» – 416 (42,4 % от общего числа возбужденных уголовных дел);
  • по ч. 1 ст. 219 УК России «Нарушение правил пожарной безопасности» − 6 (0,6 % от общего числа возбужденных уголовных дел);
  • по ч. 1 ст. 261 УК России «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» − 170 (17,3 % от общего числа возбужденных уголовных дел);
  • по ч. 2 ст. 261 УК России «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» − 389 (39,7 % от общего числа возбужденных уголовных дел).

Процент возбужденных уголовных дел органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по составам преступлений представлен на рисунке 2.12.

В органы внутренних дел в 2019 г. направлено 3057 запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий по установлению виновных лиц, из которых 193 лица, виновные в возникновении пожара, установлены, что почти в 2,5 раза меньше, чем в 2018 г. (470).

В течение 2019 г. органами ГПН было направлено с обвинительными актами в суды 162 уголовных дела, что на 28,6 % больше, чем в 2018 г. (126).

Имеется тенденция к увеличению вынесенных судами обвинительных приговоров по направленным органами ГПН в суды обвинительным актам. За 2019 г. вынесено 116 обвинительных приговоров (2018 г. − 88, +31,8 %).

Возбуждено уголовных дел органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по составам преступлений
Возбуждено уголовных дел органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по составам преступлений

Осуществляется активная пропаганда дознавателями ГПН ФПС выполнения требований пожарной безопасности, как составной части культуры безопасности жизнедеятельности населения. Широко используются ресурсы и потенциал средств массовой информации и социальных сетей. На официальных сайтах МЧС России размещены и постоянно обновляются материалы для всех возрастных категорий населения, учитывающие наиболее характерные риски. Проводятся внеплановые профилактические рейды, инструктажи населения в жилых домах, квартирах. К этой работе привлекаются представители управляющих организаций, органов местного самоуправления, ВДПО, полиции.

Растет уровень юридической подготовки дознавателей. Так, если в 2008 г.

высшее юридическое образование имелось у 18,9 % дознавателей, то в 2019 г. число лиц с высшим юридическим образованием возросло до 47,0 %.

В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России с 2012 г. организована профессиональная переподготовка дознавателей, не имеющих юридической подготовки, по специальности «Юриспруденция», с углубленным изучением криминалистических основ производства дознания. За последние 8 лет обучение прошли 1023 дознавателя МЧС России.

Деятельность испытательных пожарных лабораторий

Судебно-экспертные учреждения федеральной противопожарной службы (далее – СЭУ ФПС ИПЛ) созданы в целях обеспечения исполнения полномочий должностных лиц органов ГПН, а также повышения эффективности деятельности при расследовании преступлений и правонарушений, связанных с пожарами.

В системе СЭУ ФПС действует восемь специализаций пожарно-технических экспертов:

  • реконструкция процесса возникновения и развития пожара;
  • металлографические и морфологические исследования металлических объектов СПТЭ;
  • рентгенофазовый анализ при исследовании объектов СПТЭ;
  • молекулярная и атомная спектроскопия при исследовании объектов

СПТЭ;

  • термический анализ при исследовании объектов СПТЭ;
  • обнаружение и классификация инициаторов горения при исследовании объектов СПТЭ;
  • полевые инструментальные методы при исследовании объектов СПТЭ;
  • анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий.

В 2019 г. сотрудниками СЭУ ФПС ИПЛ совершено 12 649 выездов на пожары (2018 – 12 449). Подготовлено 25 587 технических заключений по причине пожара в 2019 г. и 25 401 – за 2018 год.

В ходе расследования преступлений и правонарушений, связанных с пожарами, сотрудниками СЭУ ФПС ИПЛ выполнено 17 228 пожарно-технических экспертиз, что на 3 % выше аналогичного показателя прошлого года (16 709).

Основные показатели деятельности СЭУ ФПС ИПЛ за 2019 г. представлены на рисунке 2.1

  1. пожара

                                                                                          2018 год                2019 год

Рис. 2.14. Основные показатели СЭУ ФПС ИПЛ

2.5. Лицензирование в области пожарной безопасности

Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации в 2019 г. предоставлено юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 4518 лицензий на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, в том числе:

  • 66 – на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • 4412 – на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Переоформлено 1268 лицензий на осуществление деятельности в области пожарной безопасности (рис. 2.15–2.16).

Таким образом, в настоящее время действует 50 966 лицензий.

Исследование пожаров является необходимым условием для разработки конкретных мероприятий по их предупреждению, а также основной частью работ, проводимых при дознании и проверках по пожарам. При исследовании пожара сотрудниками лабораторий проводится работа:

  • по установлению места возникновения пожара (очага) и источников зажигания;
  • изучению обстоятельств, способствующих возникновению горения и развитию пожара;
  • оценке состояния строительных конструкций объекта после пожара;
  • определению эффективности и работоспособности автоматических средств обнаружения, извещения и тушения пожара;
  • оценке противопожарного состояния объекта до пожара, хода развития пожара, последствий пожара на объекте.

Помимо исследования пожаров, сотрудники ИПЛ также проводят испытание пенообразователей и химпоглотителей для изолирующих противогазов, применяемых в гарнизонах пожарной охраны и объектовых подразделениях. Кроме того, большая часть ИПЛ первого разряда осуществляет обучение сотрудников лабораторий второго разряда.

                На      сегодняшний      день     система      судебно-экспертных      учреждений

МЧС России состоит из 78 учреждений – это 10 учреждений 1-го разряда и 68 учреж- дений 2-го разряда. Возглавляет систему судебно-экспертных учреждений МЧС России головное судебно-экспертное подразделение – Исследовательский центр экспертизы пожаров ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» (далее – ИЦЭП СПбУ ГПС МЧС России).

Штатная численность СЭУ ФПС ИПЛ в 2019 г. составляла 1420 чел. (фактическая – 1215 чел.). Непосредственно исследованием пожаров и производством пожарно-технических экспертиз занимается 565 сотрудников (рис. 2.13).

Штатная численность ИЦЭП СПбУ ГПС МЧС России – 23 чел.

Деятельность по лицензированию
Деятельность по лицензированию
Сведения о лицензировании по годам
Сведения о лицензировании по годам

Научно-техническая деятельность в области пожарной безопасности

В 2019 г. ФГБУ ВНИИПО МЧС России выполнялась НИР «Анализ возможности эксплуатации транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива, в системе МЧС России». В 2020 г. планируется продолжение этой НИР по анализу опытной эксплуатации закупленных образцов пожарных автомобилей на газомоторном топливе.

В рамках совершенствования технического оснащения пожарных частей современной эффективной пожарной техникой с учетом ее адаптивности к условиям эксплуатации достигнуты следующие практические результаты:

  • разработаны предложения по обоснованию технической оснащенности подразделения пожарной охраны по охране плавучей атомной тепловой электростанции «Академик Ломоносов» (г. Певек);
  • подготовлен Технический проект на «Пожарный автомобиль газодымозащитной службы многоцелевой для эксплуатации в условиях крупных мегаполисов и на критически важных объектах Российской Федерации» – АГМ 35-50-400, разработанный по заданию МЧС России ТПП «Пеленг» (г. Нижний Новгород) и планируемый к изготовлению в 2020 г.

По Плану НИОКР 2019 г. было предусмотрено 17 научно-исследовательских работ (НИР) по тематике стандартизации, в результате которых разработаны проекты 51 стандарта и трех сводов правил.

Продолжает функционировать два технических комитета (ТК):

  • ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»;
  • ТК 274 «Пожарная безопасность».

В результате выполнения работы в части обеспечения участия Российской Федерации в деятельности международных технических комитетов по стандартизации ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК) проведено голосование по 52 проектам международных стандартов, 43 проектам стандартов ИСО и 9 проектам стандартов МЭК.

В части обеспечения деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 274 «Пожарная безопасность»:

  • в Программу национальной стандартизации России на 2019 г. включено через ФГИС Росстандарта 25 предложений по разработке ГОСТ;
  • рассмотрено 6 проектов межгосударственных стандартов, замечания и предложения направлены разработчикам;
  • подготовлены экспертные заключения по двум межгосударственным стандартам, разработанным в рамках ТК 274 «Пожарная безопасность»;
  • обеспечено участие ФГБУ ВНИИПО МЧС России в деятельности ТК BY 35 «Средства противопожарной защиты и пожаротушения. Требования в области обеспечения пожарной безопасности» Республики Беларусь;
  • утверждена Программа разработки межгосударственных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»

(ТР ЕАЭС 043/2017), включающая разработку 104 проектов ГОСТ;

  • направлен на утверждение проект Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента

ЕАЭС;

  • направлен на утверждение проект Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента ЕАЭС и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

В части обеспечения деятельности национального технического комитета по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность» (рис. 2.17):

  • в Программу национальной стандартизации России на 2020 год включено через ФГИС Росстандарта четыре предложения по разработке национальных стандартов;
  • подготовлено 22 экспертных заключения и 22 мотивированных предложения ТК 274 «Пожарная безопасность» на проекты национальных стандартов и проект изменения национального стандарта, разработанные сотрудниками института;
  • подготовлено 15 заключений ТК 274 «Пожарная безопасность» на проекты национальных стандартов, разработанные сторонними организациями;
  • подготовлено 10 экспертных заключений ТК 274 «Пожарная безопасность» на проекты сводов правил, разработанные сотрудниками института;

Рис. 2.17. Заседание ТК 274 • подготовлено 7 заключений на своды правил, направлен-

ные на согласование ТК 465 «Строительство».

В 2019 г. проводилось 2 пленарных заседания технических комитетов ИСО и их подкомитетов. Так, в г. Санкт-Петербурге проведено заседание ИСО/ТК21 «Средства пожарной защиты и борьбы с огнем», это второе заседание за 42 года, проводимое на территории Российской Федерации, а также в г. Минске Республики Беларусь; проведено пятое заседание Объединенного научно-технического совета спасательных ведомств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации (рис.

2.18), на котором рассмотрены вопросы:

  • совершенствования экипировки пожарного спасателя;
  • единых подходов и направлений кооперации в части проведения испытаний продукции, подпадающей под действие технического регламента ЕЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»;
  • технологий нового поколения для поиска и спасения пропавших людей в природной среде;
  • использования мобильных приложений для повышения эффективности служебной деятельности подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • совершенствования подготовки специалистов в области пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ;
  • совершенствования подготовки руководящего состава органов исполнительной власти к действиям по организации управления при ЧС.

МЧС России за 2019 г. рассмотрены материалы более 25 заседаний Коллегии Евразийской экономической комиссии.

                                                                                                                                          Специалисты           МЧС

России приняли участие в работе 17-го заседания Консультативной группы по надзору за рынком (MARS Group), проводимого на площадке

Рис. 2.18. Заседание Объединенного           Евразийской экономической научно-технического совета спасательных ведомств          комиссии.

В рамках реализации мероприятий по подготовке к вступлению в действие технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) были выполнены следующие задачи:

  • сформирована межгосударственная рабочая группа (МРГ) по разработке проекта перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС и перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента ЕАЭС и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее – проекты Перечней стандартов ТР ЕАЭС);
  • разработаны проекты Перечней стандартов ТР ЕАЭС, проведено их редактирование по результатам публичного обсуждения, а также обеспечено прохождение ими всех стадий, предусмотренных процедурой утверждения;
  • обеспечена подготовка к утверждению проекта Программы по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования для утверждения в Евразийской экономической комиссии. Решением Коллегии ЕЭК от 21 мая 2019 г. № 81 проект Программы по разработке межгосударственных стандартов был утвержден.

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии рассмотрен вопрос о перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *