Оперативная деятельность сил и средств РСЧС по тушению пожаров

В настоящее время на территории Российской Федерации создана единая система реагирования, включающая в себя 85 территориальных подсистем, в состав которых входит 1575 местных пожарно-спасательных гарнизонов, объединивших под единым руководством все пожарные и аварийно-спасательные формирования независимо от их ведомственной принадлежности.

Для целей совершенствования оперативной деятельности, а также борьбы с пожарами пожарно-спасательными гарнизонами субъектов Российской Федерации в повседневной работе реализуются следующие основные функции: мониторинг и прогнозирование ЧС; оценка складывающейся обстановки; формирование информационных ресурсов ЦУКС всех уровней. Кроме того, осуществляется целенаправленное воздействие на звенья территориальных подсистем РСЧС; создаются условия для принятия управленческих решений, направленных на предупреждение и ликвидацию пожаров; организуется проведение пожарно-тактических учений (ПТУ) с привлечением сил и средств территориальной под- системы РСЧС на крупных объектах.

Проводится обучение личного состава пожарно-спасательных подразделений и начальствующего состава в школах повышения оперативного мастерства. При проведении занятий проводится практическая отработка приемов и способов поиска и спасения людей, приемов и способов прокладки магистральных линий. При проведении занятий по решению пожарно-тактических задач особое внимание уделяется тренировке руководителей тушения пожара (РТП) по рациональному распределению имеющихся сил и средств дежурного караула в условиях недостатка численности отделений.

Для обеспечения мероприятий, направленных на повышение эффективности тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ пожарно-спасательными подразделениями: осуществляются составление, корректировка и отработка документов предварительного планирования на местности с привлечением администрации объекта; проводится проверка работоспособности, исправности гидрантов и пожарных водоемов дежурными сменами в районе выезда пожарно-спасательных подразделений.

Внедрение инновационных разработок в области обеспечения пожарной безопасности привело к созданию опытных образцов и модернизации ранее имеющейся техники.

В настоящее время в пожарно-спасательных подразделениях используются следующие виды дорогостоящей и наукоемкой техники: пожарный автомобиль быстрого реагирования насосно-рукавного типа ПАБР-2,0-20/200 (рис. 2.23); пожарный автомобиль газового тушения АГТ-4000 (рис. 2.24); пожарный автомобиль дымоудаления АД-90-22 (рис. 2.25); автомобиль пожарно-спасательного контейнерного типа АПСК (43118) (рис. 2.26) и др.

Пожарные автомобили

Пожары, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (наводнения, катастрофы с авиационными и речными суднами, другие происшествия) требуют совершенствования механизма оперативного реагирования сил и средств РСЧС. Одними из основных задач в деятельности МЧС России по этому направлению являются: снижение времени реагирования на пожары и другие чрезвычайные происшествия; проведение комплекса работ, направленных на доведение до минимального уровня негативных последствий пожаров.

Средние показатели оперативного реагирования на пожары в Российской Федерации за последние 5 лет приведены на рисунке

Средние показатели оперативного реагирования на пожары в Российской Федерации за 2015–2019 гг.
Средние показатели оперативного реагирования на пожары в Российской Федерации за 2015–2019 гг.

Показатель среднего времени сообщения о пожаре за пятилетний период по Российской Федерации стабильно снижается и за 2019 г. составил 1,47 мин. С 2015 по 2019 г. среднее время сообщения о пожаре снизилось на 25,7 %.

Причинами снижения среднего времени сообщения о пожаре являются: наличие автоматической пожарной сигнализации на объектах организаций; проводимая среди населения пропаганда; информирование в средствах массовой информации о номерах телефонов экстренных служб; совершенствование материально-технической базы телефонных операторов; общедоступность средств связи, а также личная ответственность граждан.

Среднее по стране время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова с 2015 по 2019 г. увеличилось на 11,4 %. Однако этот показатель в течение 5 лет имеет стабильные значения – от 8,1 до 9,1 мин. В основном время прибытия пожарного подразделения в течение последних пяти лет в городах и сельской местности не превышало установленных нормативных значений согласно Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности (10 мин – для городов, 20 мин – для сельской местности).

Устойчивость этого показателя обеспечивается: созданием новых подразделений пожарной охраны, добровольных пожарных дружин; детальным изучением районов выезда; организацией взаимодействия с ЖКХ районов в целях получения информации о перекрытых и закрытых проездах; оснащением подразделений современной пожарной техникой; повышением профессиональных навыков водительского состава.

Продолжительность периода локализации пожара в значительной мере зависит от продолжительности периода свободного развития горения при пожаре, а также ряда других факторов. В 2019 г. по сравнению с прошлым 2018 г. этот показатель по Российской Федерации снизился на 1,89 % и составляет 6,75 мин. За последние 5 лет среднее время локализации пожара сократилось на 4,67 %. С 2015 по 2019 г. этот показатель менялся от 6,33 до 7,08 мин. Стабильность показателя обусловлена: снижением времени сообщения о пожарах во всех субъектах; стабильностью показателя прибытия к месту пожара; использованием новой пожарной техники; повышением профессиональных навыков личного состава подразделений пожарной охраны, непосредственно принимающего участие в тушении пожаров.

Среднее время ликвидации пожара по Российской Федерации в 2019 г. по сравнению с прошлым 2018 г. увеличилось на 6,37 % и составляет 9,35 мин. За последние 5 лет этот показатель вырос незначительно – на 0,65 %.

Среднее время ликвидации пожара по Российской Федерации за последние 5 лет имеет устойчивое значение − от 8,36 до 9,35 мин. Стабильность этого показателя обусловлена своевременным реагированием подразделений пожарной охраны на пожары, внедрением новых современных технологий пожаротушения и качественной подготовкой личного состава дежурных караулов.

Таким образом, в течение последних пяти лет основные показатели оперативного реагирования подразделений пожарной охраны имеют устойчивые значения.

Реагирование на природные пожары

В период пожароопасного сезона 2019 г., на основании полученной оперативной информации по данным дистанционного зондирования Земли, было выявлено более 180 тыс. очагов природных пожаров, которые несли угрозу свыше, чем 18 тыс. населенных пунктов.

Ежедневно, до четырех раз в сутки, проводились прием и обработка космической информации по всей территории Российской Федерации. Уже через один час после приема информация о местонахождении очагов и их характеристиках передавалась в территориальные органы управления РСЧС.

По территориям, на которых складывалась наиболее сложная лесопожарная обстановка, проводилась дополнительная съемка с высоким разрешением в целях уточнения параметров обстановки. Был зафиксирован ряд переходов огня на жилые здания в результате несанкционированного пала травы, сухой погоды и сильных порывов ветра – более 25 м/с в Забайкальском крае.

Осуществлялись контроль динамики развития лесопожарной обстановки и анализ термических аномалий, что позволяло своевременно отслеживать направление и скорость распространения пожаров. Термоточка определяется как зарегистрированное в момент пролета спутника значительное повышение температуры на поверхности земли в сравнении с соседними участками. Наибольшее количество термоточек за 2019 г. вблизи одного населенного пункта зарегистрировано в Республике Саха (Якутия), в районе поселка Улахан-Кюель.

Для защиты населенных пунктов и объектов экономики авиацией МЧС России было совершено свыше 700 вылетов, произведено более 2,8 тыс. сливов, сброшено свыше 22 тыс. т воды. Для мониторинга и перегруппировки личного состава совершено свыше 350 вылетов, перевезено более 2,4 тыс. чел.

Для обеспечения мер пожарной безопасности, тушения лесных и природных пожаров, защиты населенных пунктов и социальной инфраструктуры в 2019 г. была спланирована группировка сил и средств РСЧС в составе свыше 1 млн чел. и более 183 тыс. ед. техники, в том числе от МЧС России – свыше 140 тыс. чел. и более 20 тыс. ед. техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок
+
Жду звонка!